Соңғы жаңалықтар
Соңғы жаңалықтар

"Заразился коронавирусом в больнице": Вдова Ескендира Хасангалиева рассказала о последних днях его жизни

20 апреля этого года в возрасте 81 года скончался народный артист, легендарный певец, композитор Ескендир Хасангалиев. Его супруга Дарико в интервью Stan.kz поделилась теплыми воспоминаниями о покойном муже и вспомнила последние дни его жизни. 

Не думала, что Ескендир влюбится в меня

Все шумели, что в Караганду приезжает с концертом известный композитор и певец. Папа очень хотел, чтобы я пошла на тот концерт. В то время я училась в Москве. Я собиралась в дорогу, и мой отец настойчиво сказал: "Дарико, сходи на этот концерт". Он был твердый человек и не уступал, пока не сделаешь так, как он хочет. 

Если бы отец не отправил меня на тот концерт, я бы могла не встретиться с Ескендир-ага. За это я всегда его благодарю.

Не думала, что на том концерте Ескендир заметит меня. После концерта он отправил ко мне своего продюсера, чтобы познакомиться. На встрече сказал: "Сәлеметсіз бе". Я ответила: "Здравствуйте". Тогда Ескендир ага сказал: "Я плохо знаю русский язык”. Он испугался, что я не знаю казахского. 

Мы поговорили и погуляли по Караганде. Через пару часов я улетела в Москву. Интересно, что мы не взяли адресов друг друга. На три года потеряли связь.

Когда приезжала в Алматы, я ходила на его концерты, и подруги говорили: "Выйди на сцену и подари цветы, пусть он тебя увидит и вспомнит". Но я не пошла на такой шаг. Вернувшись с учебы, я начала работать в реанимации института туберкулеза. Друг Ескендира рассказал ему, что в институт приехала красивая молодая девушка из Москвы. Он спросил: “Как ее зовут?”. Услышав имя Дарико, сразу же пришел искать меня. Мы снова встретились и поговорили. Я сказала: "Прошло три года с тех пор, как мы впервые познакомились. Почему вы меня не искали?".

"Я искал тебя, спрашивал у твоих подруг, но они сказали, что не знают адрес и не дали мне его", - ответил он. Но все подруги знали мой адрес. Мы закрыли эту тему. Ескендир взял меня за руку и с тех пор не отпускал. Я благодарю судьбу. За то, что встретила такого замечательного хорошего человека и мы создали большую семью. 

Не было большого тоя

Мы поженились с Ескендир-ага в ЗАГСе в присутствии всего двух-трех ближайших друзей. Большой свадьбы не было. Мы пошли в обычное кафе и отпраздновали. Но когда мы поехали в аул, семья Ескендира совершила все обряды в соответствии с традициями. Находясь в ауле, я многого не понимала. Друзья Ескендира шутили со мной. А я плакала и обижалась, потому что не понимала, о чем они говорят.

Мама Ескендира меня очень сильно любила. Он даже предупредил его: "Если ты обидишь Дарико, я не буду спокойно лежать на том свете". После этого Ескендир меня не обижал, и я его не обижала. Народ с радостью наблюдал за нашей любовью. Мы старались жить в гармонии.

Были женщины, которые звонили ночью и говорили: "Твой муж со мной".

У нас тоже бывали ссоры. Те, кто завидовал нашей любви, шли на различные уловки. Они звонили домой и говорили всякие плохие вещи. Женщина на другом конце телефона заявила: "Ой, подумаешь, твой муж рядом со мной лежит!". Ескендир сердито крикнул: "Что?". Человек на другой стороне повесил трубку. Мы пережили много трудностей.

Я всегда говорю, что первые пять лет нашего брака были очень тяжелыми. Потому что я работала в реанимации туберкулезного института. Находилась на дежурстве больше суток. А Ескендир ага уезжал на концерты и гастроли. Мы не понимали друг друга. Однажды он пришел с работы домой и сказал: "Дарико, ты любишь меня?!". Я ответила: "Конечно, люблю. Если бы не любила, я бы за тебя замуж не вышла". Ескендир обнял меня и сказал: "Я тоже тебя люблю. Так что давай с сегодняшнего дня не будем ссориться. Произошло недоразумение. Этого больше не повторится".

Было много завистников - он был известным человеком. Говорили: "Где Дарико нашла такого известного человека?". Некоторые девушки из ревности грозили вылить мне в лицо уксус.

Если я обижалась, Ескендир сразу садился писать песню. Поиграет свою музыку, идет за мной в столовую, обнимает. Утешает, что все пройдет. В семье, которая вместе уже почти 50 лет, бывают ссоры и обиды. Но все это можно регулировать.

Когда Ескедиру исполнилось 80 лет, он сказал, что не обязательно устраивать большой той, соберемся сами с близкими друзьями и родными. Но мы устроили большой праздник. Тогда я впервые вышла и спела песню специально для Ескендир ага. Бибигуль Толегенова подошла и сказала: "Дарикоша, я знала, что ты поешь с Ескендиром, но когда ты сама вышла, у меня навернулись слезы, какая ты молодец!". Для меня ее похвала была огромным счастьем. 

Когда родился Биржан, Ескендир был на учебе в Шымкенте

Ескендир мечтал, чтобы родился сын. Народ тоже желал нам сына. Все, кого я встречала, желали, чтобы я родила мальчика. Слава Богу, благодаря этим пожеланиям у меня родился сын Биржан. Он копия своего отца. Оба творческие люди.

В то время Ескендир учился в шымкентском институте им. Аль-Фараби. По мере приближения срока он поручил меня своим верным друзьям и попросил позаботиться о нас. А сам уехал в Шымкент, чтобы закончить учебу.

31 января вечером начались схватки, к роддому пришли его друзья с женами. Ескендир родился в феврале. Я тоже хотела родить в этом месяце. Очень сильно мечтала об этом. Я молила Бога, чтобы он родился хотя бы 1 февраля, потому что понимала, что до 13 февраля не дотяну. Потом отошли воды, схватки участились. Тогда  товарищи Ескендира позвонили ему в Шымкент и сообщили, что воды отошли. Он, должно быть, спал и подумал, что дом затопило, сошел сель. "Ойбай, как наш дом? Дарико в безопасности?", - спросил он, напугавшись. Тогда друзья поняли, что он неправильно их понял и сказали: "Вы не понимаете, схватки начались".

К моей радости, Биржан родился 1 февраля, в двенадцать минут первого ночи. После родов я очень ослабела, у меня болело сердце. Когда утром я открыла глаза, то увидела фигуру Ескендира, сидящего рядом со мной. Я снова закрыла глаза и подумала, что мне показалось. Я поняла, что Ескендир сидит рядом со мной только когда он сжал мне руку и сказал: "Дарико, айналайын".

В те годы между Алматы и Шымкентом было много самолетов. Как известно, в роддом никого не пропускают. Он прилетел первым же рейсом, поговорил с главным врачом и вошел в мою палату. Я помню, как он сказал, что счастлив и что родилась его мечта. Ескендир сам дал имя сыну.

Он начал выходить на сцену с папой, начиная с шести лет. Помню, как на одном концерте во Дворце Республики Ермек Серкебаев сказал: "Биржан, какой ты счастливый! В твоем возрасте мы даже не знали, что такое Дворец Республики, а ты выступаешь вместе с отцом на красивой сцене. Ты счастливый и будешь счастливым".

"Дарико апай, вам надо жить ради внуков и детей"

Этой зимой я споткнулась и повредила ногу. Оба лежали в больнице. Через десять дней должны были выписываться. В тот день Ескендир начал кашлять. Я также закашляла и почувствовал дискомфорт. После выписки из больницы я предложила сдать ПЦР-тест, и он согласился. Результат был положительным, нам поставили диагноз “коронавирус”. Нас снова положили в больницу, но я и подумать не могла ни о чем плохом. Через три дня после госпитализации нас перевели в реанимацию. Компьютерная томография показала, что его легкие были повреждены на 25 процентов, а мои - на 75 процентов. Я беспокоилась о своем здоровье. Я сразу поняла, что это будет сложно. Но 2-3 года назад Ескендиру сделали серьезную операцию на сердце. А после того, как добавился вирус, ему стало трудно дышать. Врачи сказали, что он умер от сердечного приступа, а не от легочной инфекции. Сердце было слабым. Не выдержало…

Мы лежали в реанимации в соседних палатах. Я часто ходила к Ескендиру. Я обнимала его и гладила по телу, говоря: "Все будет хорошо". В последний день я пошла к нему в 4 часа. Ескендир страдал. "Ескендир, не переживай. Все будет хорошо", - сказала я и погладила по руке. Тогда он услышал мой голос, пришел в сознание и улыбнулся. Затем я вернулась в свою палату и два часа не могла поднять голову или заснуть. Неожиданно входит Биржан. Я сказала: "Как ты  сюда вошел? Сюда ведь нельзя никому заходить". В мыслях не было ничего плохого. Он спросил меня, как я себя чувствую и сказал: "Мама,  у нас нет больше папы". Вокруг  меня больные. Я не могла кричать, закрыла лицо, сказав "не может быть". Я хотела пойти к нему. Но сказали, что его тело забрали. Я не ожидала, что попаду в больницу и потеряю свою половину.

Теперь я смотрю на фотографии и вспоминаю, как мы были счастливы. Конечно, он больше не вернется. В первые дни не хотелось жить. Мое здоровье тоже не очень хорошее. Я все еще нездорова. Я пришла в себя после того, как врачи сказали: "Дарико апай, вы должны жить ради своих внуков и правнуков".

Талқылау