Кто должен сидеть на "торе"? Казахов раскритиковали за искажение традиций
“Төр” – самое высокое почетное место в доме. Как правило, его занимает самый старший по возрасту из гостей. По словам этнографов, современные казахи уже не знают, как рассаживаться за дастарханом в соответствие с традициями предков.
"По обычаям кочевников на почетном месте обычно сидят старшие люди. Могут ли там сидеть молодые люди? Конечно, нет. Даже если им по 40 лет, и у них скончался отец. Потому что есть старшие люди 60-70 лет. Когда они стоят, молодые люди не могут сидеть. В настоящее время не все знают смысл сидения на “торе”. Каждый должен знать свое место. Мужчина, чей отец жив, не должен садиться на “төр”. Это социальный статус, которые означает, что место старшего высоко. Сегодня эта традиция нарушается, когда имамы восседают во главе стола", - рассказал этнограм Досымбек Кытаран в интервью сайта Stan.kz.
Журналист Жолымбет Макиш раскритиковал современные свадьбы за то, что на “төр” там усаживают жениха и невесту.
"Был недавно на свадьбе у одних родственников. Невеста и жених, как обычно, сидят на торе — самом почетном месте. А их родители за столом, ниже их. На самом деле, это они должны сидеть на самом почетном месте. А молодые вообще отдельно от старших”, – написал Макиш.
- Казахи плакали от радости: История тайказана, который увезли в Эрмитаж на три месяца и вернули через 54 года
- Как у казахов появилась традиция печь семь лепешек, и является ли она мусульманской?
Казахи придавали настолько большое значение месту за дастарханом. Известен случай, произошедший с Мухтаром Ауэзовым. Однажды он несколько припозднился на одно пиршество: когда он вошел, той был в самом разгаре. При виде Мухтара ага люди заговорили о необходимости уступить ему почетное место, но слова делом никто не подтверждал, уже сидящие на төре не хотели расставаться с обжитым местом. Тогда знаменитый писатель присел на освободившееся место и с усмешкой сказал: "Не стоит беспокоиться, просто считайте, что төр там, где я сижу". Таким образом, он проявил и уважение к сидящим – не стал их сдвигать, и в то же время подчеркнул, что самым почетным гостем в собравшемся обществе является он сам.
У казахов есть пословица: "Жасына қарап отырып, жағына қарап сөйлейтін халықпыз", то есть “Рассаживаемся по возрасту, говорим, исходя из красноречия”. Но не всегда самый старший по возрасту является самым почетным гостем.
Например, при құда шақырыс – первом приглашении новых сватов, төр занимает старший из них.
Родственники принимающей стороны, какого бы возраста не были, располагаются ниже. Также есть определенные условности при разделении родственников по материнской или отцовской линии. Нағашы (родственники матери) считаются более уважаемыми. Наверное, это от того, что в кочевом обществе положение женщины всегда было высоким, и еще нағашы, как правило, жили отдаленно, тогда как отцовский род всегда кочевал поблизости.
Не взирая на возраст, на төр усаживали гостей издалека.
"Алыстан алты жасар бала келсе, алпыстағы шал барып сәлем береді" – даже шестилетнего ребенка, прибывшего издалека, приходит поприветствовать шестидесятилетний старик, пишет Кайрат Сатаев в статье, опубликованной в газете “Прикаспийская коммуна”.