Соңғы жаңалықтар
Соңғы жаңалықтар

Как у казахов появилась традиция печь семь лепешек, и является ли она мусульманской?

Есть мнение, что традиция печь "семь лепешек" чужда мусульманам и не имеет никакого отношения к исламу. Традиционные для казахов “Жеті шелпек” даже называют идолопоклонничеством.

Обряд этот по своему происхождению неарабский. Корнями он уходит в наше домусульманское прошлое, пишет исследователь казахской мифологии Зира Наурызбаева.

По ее словам, лепешки пекли, чтобы живые люди угощилась едой, а души покойных подкреплялись запахом.

“Но обряд давным давно получил переосмысление в мусульманском духе. Это выражается не только в словах “Бисмилля”, в чтении суры Корана, в просьбе к Аллаху быть милостивым к поминаемым. Суть обряда в том, что души покойных  получают от потомков не просто “питание” в форме запаха, но поддержку благодаря молитвам, которые потомки обращают к Всевышнему, – считает Наурызбаева. - Положенные друг на друга семь круглых лепешек символизируют семь слоев неба или семь небес, о которых упоминается и в Коране. Одно из именований Аллаха – Господь семи небес”.



Этнограф Талгат Омар также говорит о поверье, в котором духи питаются, когда люди съедают семь лепешек. Это ритуал, который иногда проводят, когда человек о чем-то забывает или не хочет, чтобы произошло что-то опасное.

По его словам, "семь лепешек" пекут и раздают семи людям, если снятся дурные сны или когда во сне приходят духи.

"Это - способ вспомнить духов. В старину семь лепешек клали людям, отправляющимся в дальний путь. Число семь считалось священным у казахского народа. Это традиция, оставшаяся от тенгрианства. Духи не имеют ничего общего с верой и религией", - сказал он. 

"Тенгрианство основано на космической энергии, а ислам - на Коране. Когда ребенок просыпается в страхе или в нем появляется таинственная энергия, раздаются семь лепешек. Испуг, отвращение и страх связаны не с человеческим разумом, с чувствами", - сказал Талгат Омар.

Теолог Руслан Мамытов говорит, что традиция "Семь лепешек" существует около 200 лет. 

"Во времена голода у людей не было много еды. Месили тесто из муки и масла, пекли и этим питались. 

Это блюдо не имеет ничего общего с исламом. Сегодня многие страны, в том числе Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан перепутали свои национальные традиции и шариат. Многие принимают это за ислам. Несведущие считают, что Бог так принимает их молитвы. Образованные люди избегают такого мышления”, – говорит Мамытов.

Богослов считает, что раздачу "семи лепешек" не следует рассматривать как поклонение, веру в идолов. 

"Если человек молится на что-либо, это считается харамом. Если вы посмотрите на это (выпекание лепешек – прим.ред.) не как на объект поклонения, а как на традицию, тогда обряд не считается неправильным с точки зрения ислама", - говорит он.

Богослов, имам Наурыз Убаев также уверяет, что, хоть в исламе нет указания печь лепешки, мусульманам от обряда отказываться не надо.  По его словам, числа в исламе не считаются священными. Однако по казахской традиции выпекают и раздают семь лепешек.

"Печь лепешки не противоречит шариату. Хлеб всегда был священной пищей, и число семь для казахов священное, поэтому лепешки пекли и раздавали. Некоторые люди думают, что традиция “Жеті шелпек” относится к идолопоклонничеству. Это неправильно. Когда человек печет "семь лепешек", он не молится еде, он молится Богу" - говорит он.

"Почему раздают хлеб? Хлеб считался пищей, которая достается тяжелым трудом. Раньше вспахивали землю, сеяли и собирали урожай. Часть заработанного трудом отдавали на благотворительность. Отсюда пошла традиция раздавать хлеб", - напоминает Убаев.

Почему, когда едят лепешки, говорят “Тие берсiн” - "пусть зачтется"? 

Наурыз Убаев убежден, что "пусть зачтется" означает награду. 

"Тие берсiн” – значит получать вознаграждение от чтения Корана и от садака в виде хлеба. Когда вы даете садака, вознаграждение получает умерший человек. В исламе награда за добрые дела передается умершему. Когда человек умирает, есть три вещи, которые не прерываются, и одна из них садака. Питать духов запахом хлеба неправильно, испеченный хлеб должен раздаваться", - говорит богослов.

 

 

Назерке МУСА

Талқылау