Соңғы жаңалықтар
Соңғы жаңалықтар

"После засухи неделю шел дождь". Что за обряд тассатык, и как казахам проводить его правильно

Древний ритуал тасаттык все еще проводится жителями казахских аулов. Это жертвоприношение, которое устраивают во время засухи с просьбой о дожде. Что за ритуал тасаттык, и как правильно его проводить - читайте в материале журналиста Stan.kz. 

Жертвоприношение в Кызылорде. Июль, 2021 год

Талгат Акбаев - житель села Киши Каркара Кегенского района Алматинской области.

Он уверяет, что после обряда тасаттык дождь в его селе шел неделю. Устроить тассатык предложили аксакалы. Ритуал провели, чтобы остановить. 

"Год выдался засушливым. С начала мая стало жарко, земля пожелтела, в соседних аулах начали проводить обряд тасаттык. Мы тоже в ауле собрались вместе с аксакалами, предпринимателями и решили совершить жертвоприношение. Предприниматели села предложили приобрести скот. На берегу реки поставили шатер и накрыли стол. Зарезали лошадь и барана. Мулла прочитал особые молитвы для тасаттык. Собрался весь аул, свидетелем этого обряда стал и стар, и млад", - рассказал он. 

По его словам, ранее тасаттык проводили в ауле пять лет назад.

"Пять лет назад была сильная засуха, тогда мы проводили тасаттык. Его не проводят каждый год, только во время засухи и жары", - говорит Талгат. 

В ритуале в Киши Каркара приняли участие около 100 человек.

"Мы отнесли казаны к берегу реки. Утром зарезали скот, ближе к полудню во время намаза прочитали Коран, женщины накрыли стол, потом поели мясо. Мы сварили конину и баранину в одном казане. Приехали аксакали из соседних аулов. Дети играли в мяч. По словам старейшин, тасаттык - давняя традиция. Помню, когда я был ребенком, родители тоже делали тасаттык возле воды", – вспоминает Талгат Акбаев.

Для проведения обряда жители аула собрали деньги - каждая семья выделила по 3-5 тысячи тенге.

 По словам Талгата Акбаева, когда зарезали скот и начали читать Коран, погода испортилась и полил дождь. 

"Утром было жарко, и небо было чистым. После ритуала начался дождь, и шел в течение недели. На следующий день соседние села тоже провели тасаттык", - сказал он.

Жители села уверены, дождь прошел благодаря обряду. Сомнений в этом нет ни у кого. 

Этнограф и ученый Талгат Омар говорит, что тасаттык - наследие тенгрианства. Но  жертвоприношение в обряд пришло из ислама.

"Тасаттык - это верования и традиции человека. Мы путаем религию и традиции. Религия - это догма, застывший мир. Шариат не разрешает его искажать. А традиция - это мировоззрение...", - считает он.

Во время проведения тасаттык человек поклоняется небу и богу. 

"Дождь дает энергия и небо. Для неба нужна не кровь, а белые молочные продукты. Продукты, полученные от скота, расплескивали в сторону неба. После введения в ислам обряда жертвоприношения скот стали забивать. На самом деле, это неправильно. Надо подняться на вершину и расплескать белое (белую жидкость – прим.ред.). Например, раньше казахи, если змея заползала в дом, не убивали ее, а наливали на нее молочные продукты и она сама уползала. Казахи считали змею гостем. Вслед уезжающему путнику тоже разливали белое. А когда человек умирал, рассыпали землю. Сегодня это верование сохранилось у монголов. Ислам настолько укоренился в нашем мировоззрении, что тенгрианство и ислам сроднились и смешались", - говорит Талгат Омар.

По его словам, тасаттык вроде хорошего пожелания. Обряд можно проводить не только для того, чтобы вызвать дождь, но и для исполнения желаний. И нет обязательной нужды приносить жертву.

"Когда у вас хорошие намерения, вы получаете хорошую энергию. Люди могут собраться и вместе поесть. Можно пойти к реке и налить в воду молочные продукты. Необязательно убивать живое существо. Если вы хотите творить добро, правильнее оставить скот живым. В тенгрианстве нет убийств или мучений живого существа", - сказал он.

Нужно ли проводить тассатык?

Медет Курмашулы, специалист кафедры шариата и фетв Казахского государственного медицинского университета, напоминает, что во время засухи следует молиться Всевышнему о дожде.

"Об этом так говорится в книгах по шариату: "Имам выходит с людьми за пределы города или деревни, показывая свою слабость и нужду, боясь и моля Аллаха. Людям, которые приходят просить о дожде, достаточно совершить молитву: просто помолиться и попросить прощения. Имам читает проповедь, призывает раскаяться в своих грехах, просить прощения у Всевышнего. Затем имам читает хутбу (мульманскую молитву – прим.ред.), смотря на киблу, молится Аллаху и просит дождя", - сказал он.

По его словам, в шариатских книгах не говорится, что для дождя нужно забивать скот и раздавать мясо.

Однако, поскольку раздача милостыни - одно из добрых дел, приближающих человека к Аллаху, жертвовать мясо нуждающимся - хорошее дело. 

При этом, отмечает Медета Курмашулы, кровь животного лучше не выливать в воду, а закопать в землю. 

Обязательно ли совершать тасаттык в пятницу?

По словам священнослужителя, в пятницу ритуал проводить не обязательно.

Могут ли быть случаи, когда тасаттык не принимается? 

Когда выходят просить дождя, нужно, чтобы люди искренне раскаялись перед Богом в своих грехах, те, кто в ссоре, попросили друг у друга прощения и раздали милостыню. Если дождя нет, можно повторить ритуал на вторые и третьи сутки. 

 

 

Назерке МУСА

Талқылау