Соңғы жаңалықтар
Соңғы жаңалықтар

"Раздражаюсь, когда узнают": Чем сейчас занимается актер из фильма "Меня зовут Кожа"

Нурлан Санжар сыграл главную роль своей жизни более 50 лет назад, но его до сих пор узнают на улицах. Для многих он навсегда остался мальчиком по имени Кожа из легендарного советского фильма, вышедшего еще в 1964 году. О прошлом и настоящем, о литературе и кино Нұрлан аға рассказал в интервью сайту Stan.kz.

Сейчас Нұрлан аға - писатель-драматург. Фильм "Оралман", автором сценария которого он стал, в 2018 году завоевал несколько престижных международных наград.

- Часто известного человека ассоциируют с одной главной песней или одной главной ролью. Вы сейчас больше писатель-драматург, нежели актер, тем не менее вас в первую очередь ассоциируют с исполнителем роли в фильме "Меня зовут Кожа". Это вас обижает или радует?

- На улице узнают. Это меня раздражает. Наверное, старею. Но, правда, надоело отвечать на один и тот же вопрос 56 лет. Актером никогда не хотел быть. Я занимаюсь любимым делом. Пишу истории для кино и литературы.


- Как долго готовитесь к написанию романа? Сколько времени посвящаете этому в день? Писательство - призвание или труд?

На книгу уходит много времени – годы. Основная моя профессия – кинодраматургия. Я пишу сценарии для художественного кино. Но иногда я берусь за прозу. Первая книга – повесть "Ангелочек". Она имела успех. Был ещё снят сериал. Вот вышла вторая книга. Отзывы очень обнадеживающие. Роман «Нежданный гость - Джучи» имеет особенный успех. Уже закончилась книга в продаже. Сейчас я пишу вторую книгу - «Бату-хан». Эти две книги будут дилогией под общим названием «Воины Золотой Орды». Надеюсь, получится. Ищу издателя и переводчика. Для меня важно, чтобы книги вышли на казахском языке.


- Вы часто затрагиваете феномен родного языка - языка матери. Каковы ваши отношения с родным языком сейчас?

В истории Казахстана есть всего лишь абзац о том, что монголы, завоевывая тюрков, создавали себе целые гаремы их женщин. Они рожали детей без отцов. Но говорили детям: "Не забудь язык матери – Ана тілі". Наш язык не язык отца, а язык матери. Язык - это наш идентификационный код.

 Если вы хотите меня упрекнуть в плохом знании  казахского языка, то вы будете правы отчасти. В советское время в Алматы была одна № 12 казахская школа, но для детей чабанов. Нас учили на русском всюду. Нас ассимилировала советская власть. Мы теряли язык, но не теряли казахского духа. Казахскую культуру мы делали на русском языке. Например, О. Сулейменов, Б.Джандарбеков и многие другие и в разных областях научных знаний.


- Нұрлан аға, много кто пытается доказать, что мы прямые поклонники Чингисхана, подразумевая скорее, что Чингисхан был казахом. Почему вы настаиваете на противоложной версии? 

Вы затрагиваете важную тему: казахи исторически любят тему прошлого, чтобы как-то осознать свое настоящее и увидеть будущее. Но источники такой методики всегда важны. Образование у наших современников невысокое – раньше было ущербное, советское, кособокое, идеологически искривленное. Основной источник информации – устное народное творчество. Вообще, казахская культура имеет корни в устном народном творчестве. Отсюда мы любим много говорить, рассуждать.


Читайте также:

Жаксылык Доскалиев о тюрьме: Было так одиноко, что начал разговаривать с птицами

 


Историческое прошлое у нас хранилось в народной памяти. Не было письменной культуры и не были значимых памятников письменности. Это, конечно, еще наш пробел в знаниях. Но при всем этом, каждый хочет что-либо знать из своего прошлого. Вот в философии замечено, плохая информационная подготовка потребителя заставляет его додумывать и даже придумывать себе историю.

Отсюда у казахов есть болезнь мифологизировать свою историю, приписывать себя к великим историческим свершениям. Наверное, приятно ощущать себя потомком завоевателя? Даже в исторической науке Казахстана заметна такая тенденция – мифологизировать в отдельных моментах  свое прошлое. Это, конечно, плохо. Я тоже часто читаю и слышу такие утверждения, мол, Чингисхан – казах. Это очень глупое утверждение.

В 11-12 веках не было ещё народов: казахов, кыргызов, русских и пр. Было племенное кочевое общество. Племена отличались друг от друга самоназваниями: найман, кыргыз, уйгур, конрат и т.д. Поэтому Чингисхан никак не мог быть казахом. История древней степи не раскрыта до сих пор. Ученым только теперь власть «разрешила» заниматься золотоордынским периодом. Ужасно, не правда ли? Недавно, я слышал такой тезис даже от Олжаса Омаровича (Сулейменова - прим.ред.), когда он сказал «разрешили». Конечно, в 30-е годы за нарушение запретов ставили к стенке. Но сейчас так говорить, я думаю, стыдно.

Как так не разрешают? Если ты современный и образованный человек и у тебя есть Интернет, то, значит, у тебя есть доступ не только к мировым СМИ, но, главное, у тебя есть доступ к мировой науке. Читай. Размышляй. Учись. Но не публикуй глупости.

Сейчас наступила пора, когда надо понять основные вещи. В Великую Туркестанскую степь в начале 10-11 веков пришли с Амура тунгусы и маньжурцы (племена мэнгу), которые завоевывали тюрков, но сами никогда не были едины. Они и насаждали идеологию - «монгол».

Автором этой идеологии был сам Чингисхан. Он таким образом хотел ликвидировать родовую распрю и объединить всех тюрков и мэнгу под общей идеологией «монгол», чтобы создать кочевое общество благоденствия «Мянгилик ель». Тюрки сопротивлялись, и в итоге сами ассимилировали монголоидов: тунгусов и маньжурцев. В результате получились мы с вами – казахи. Это если говорить коротко и грубо.

Но казахи верно напоминают, что нагаши журт у чингизидов всегда были конрат, то есть представители тюркского рода. Впервые слово «казах» было озвучено в 14 веке в жырах батыра Жиембета.


- Почему в Казахстане выход исторического романа остается незамеченным (если сравнивать с комедиями и даже клипами)?

Надо различать две важные вещи: искусство и серьезную литературу отличать от масс-медиа, то есть от развлечений. Сериалы - это тоже масс-медиа. Развлечения забавляют потребителя. А серьезное искусство заставляет сопереживать, сострадать, то есть заставляет духовно трудиться. Но многие трудиться не хотят и не любят. Праздно можно просидеть у телевизора с вечера до самого утра. Беда современного времени – праздность.

А казахи, к сожалению, любят тои. Это признак национальной праздности. Это наша плохая черта. Есть государственная программа – модернизации сознания. Но никто в СМИ не разъясняет, что это такое.

Казахи еще заложники мышления ожидания. Так было всегда у кочевников – жди приплод скота. В тысячелетии такой механизм закрепился в мышлении. Ждать. Вот женщина родит 10 детей и ждет, что муж накормит, а он сбежал, потом ждет - родственники помогут, а они отвернулись. Вот она бедная выходит на площадь. Но виноват в этом всегда человек сам. Он отсталый. Он не современный. Родил, но не озаботился куском насущным для ребенка. Есть пагубное выражение у наших старух. Они хвастают: "Мен қанша баламды бақтым, қарадым"! Но бала деген - ол мал емес ғой. Его не пасти надо, а воспитывать в духе современного времени. А у нас любят хвастать стариной. Но не любят учиться. Редкая девочка, мечтая о счастье, в ауле хорошо и старательно учится. Молодец. Она мечтает не на пустом месте. А аульные мальчики? Вот в чем наша беда. Мы мальчиков плохо учим быть мужчинами. Главное не то, что мальчик научился драться, а то, что он умеет быть ответственным отцом-кормильцем и воспитателем.


- Недавно фильм Нурлана Коянбаева поставил абсолютный рекорд по сбором в кинопрокате. Вы сами ходите на казахстанское кино?

Коянбаев и другие «Адамбайчики», как я их всех называю, не снимают искусство. Они делают развлекуху. Вы сегодня посмотрите, посмеетесь. А через 1 час забудете, о чем был фильм. Это развлечение. Они работают на быстрые деньги. Срубил капусту и убежал. А искусство делают для людей и на века. Мы не работаем ради денег. Мы трудимся во имя искусства и для народа. Такой труд оплачивается не в тенге, а другой валютой - любовью народа. А это капитал самый высокий, самый вечный. Мы так считаем.


- Иногда приходит мысль, что казахи не умеют снимать кино. Но окунаешься в советские период казахского кино и понимаешь, что дело в чем-то другом? Сейчас вроде бы есть и свобода, и деньги, но нет хорошего кино? Чего не хватает кинематографистам? 

В основе всякого искусства находится, конечно, талант автора. А талант взращивается на любви к своему народу и совести. Настоящему художнику стыдно брать деньги за плохой продукт. А, например, девушки (не хочу их фамилии называть) в СМИ оголяются для чего? Зачем они себя нагишом демонстрируют? Им нужна хоть какая-то слава, даже плохая и еще, чтобы им заплатили денег.

Хорошее кино выходит не благодаря деньгам, а вопреки спросу на попсу. Вопреки. Художник видит больше, чем простой обыватель.

Все дело не в национальности, а в отношении к искусству и развлечениям. Если вы любите Турсынбека Кабатова, но не любите казахскую классическую музыку, то с вами все понятно. Вы колхозник. Этим все сказано.


Stan.kz - крупнейший новостной сайт, пишущий о жизни в Казахстане на казахском языке. Ежедневно нас читают более 100 000 человек. 

Талқылау