AAPL
147.06 $
0.07 %
TSLA
714.63 $
0.52 %
NDAQ
188.68 $
-0.36 %
GOOGL
2725.03 $
0.83 %
FB
362.97 $
1.13 %
FRHC
64.34 $
0.89 %
AAPL
147.06 $
0.07 %
TSLA
714.63 $
0.52 %
NDAQ
188.68 $
-0.36 %
GOOGL
2725.03 $
0.83 %
FB
362.97 $
1.13 %
FRHC
64.34 $
0.89 %

"Люди готовы платить за поездку на Мальдивы, но на Алаколе просят о скидках": С какими сложностями сталкивается бизнес на Алаколе

Асель Керимбай много лет управляет гостиничным бизнесом на Алаколе. В далеком 2000 недалеко от озера ее семья установила юрты. Сейчас на этом месте отстроена база отдыха “Шипа Су”. По словам Асель, активно развивать и застраивать Алаколь начали девять лет назад. С каждым годом число туристов растет. Растет и число проблем.

Асель Керимбай рассказала о сложностях работы на Алаколе, и объяснила, почему отдых здесь не может быть дешевым.

Работаем всего 2-3 месяца

На восточно-казахстанском побережье Алаколя находится 180 баз, на алматинском – 250 баз. Они бы не открывались, если бы вообще не приносили дохода. Конечно, можно зарабатывать так, чтобы хватало на жизнь. Но и сложностей очень много. Добираться до Алаколя летом проблемно: самолетом лететь дорого, билеты на поезда раскупают, а дороги плохие. На Мальдивы попасть легче, чем к нам. 

Многие туристы спрашивают нас: "Почему Алаколь не такой, как Египет и Турция? Почему не all inclusive? Плохие условия, трансфера нет". Во-первых, туристический сезон короткий. Во-вторых, 100% населения Казахстана не приезжает на Алаколь. Многие едут на зарубежные курорты. Трансфер и all inclusive окупаются за счет большого количества людей, тогда, когда туристов много, и они отдыхают двенадцать месяцев в году. Алаколь расположен в тысяче километров от мегаполисов. Любые товары, строительные материалы перевозим на большие расстояния. Если бы мы работали по 12 месяцев, как Сарыагаш и Боровое, можно было бы снизить цены. Мы работаем всего 2-3 месяца и при этом у нас много проверок. Все это, в конце концов, существенно влияет на цены.

Проблема с канализацией, электричеством и береговой линией

У нас нет централизованной канализации, поэтому на каждой базе копают септик. 30-40 тысяч тенге в сутки уходит на оплату воды и обслуживание септика. За сезон мы тратим 1-2 миллиона только на воду и канализацию. Если бы канализация была централизованной, таких расходов бы не было.

Еще один важный вопрос – укрепление берега. Уровень воды с каждым годом поднимается выше и сдвигает береговую линию. Несколько баз отдыха уже были затоплены. Базы, близкие к воде, засыпают песок, и выделяют на это ежегодно 5-10 млн тенге. Десять лет назад на береговую защиту были выделены миллиарды, а построено только одно из восьми соотружений, призванных защищать берег от волн. Вода продолжает двигаться к берегу и уносить базы. А предприниматели теряют деньги.

Кроме того, электричество. Зона отдыха открыта в течение трех месяцев, в остальное время электричество отключено и энергия не используется. Устанавливать трансформатор не эффективно, а транспортировать электроэнергию из Урджара и Маканчи - дорого. Мы находимся в 100 км, и прокладка линий электропередач еще не завершена. Поэтому в жаркую пору гаснет свет при выпечке хлеба и приготовлении еды на сотни человек. Кондиционеры и холодильники выключаются из-за недостаточной мощности. Все туристы жалуются на отключения электричества. Было бы прекрасно, если государство решило проблему с электричеством.

В связи с коротким туристическим сезоном возникают проблемы с привлечением подходящего, качественного персонала, сложностью оптимальной, планомерной работы, неоправданностью инвестирования. Все эти факторы приводят к неэффективности.

О сервисе и качестве обслуживания

На базы отдыха сложно привлечь обслуживающий персонал. Люди готовы работать всего два месяца только за высокую зарплату. 

Никто не приезжает работать издалека, поэтому мы нанимаем местных жителей. Они просят платить деньги каждый день и обеспечивать трехразовое питание. При этом о качественном сервисе речь не идет. В туристической сфере сотрудники должны проходить обучение. Например, в 1878 году правительство США вложило в Турцию инвестиции и открыло университет для подготовки специалистов в области туризма. В то время мы переживали джунгарское нашествие.

Туристы хотят, чтобы им улыбались, старались угодить, рассчитывают на сервис высокого уровня. А наши сотрудники – местные жители, не умеют вежливо разговаривать. Они не специалисты в сфере туризма. Кроме того, персонала часто не хватает, работники устают и бывают в плохом настроении. Такие факторы неизбежно влияют на качество обслуживания.

Какая поддержка нужна от государства?

Первая помощь от государства - это не мешать, снизить количество требований и проверок. В прошлом году многие предприниматели потерпели убытки и разорились из-за ограничений. Места отдыха разрешали заполнять только на 20-40%. Для пляжа с нашей стороны (Восточно-Казахстанская область – прим.ред.) требовался ПЦР-тест. Мониторинговая группа ежедневно проверяла нашу работу. На алматинском побережье (Алматинская область – прим.ред.) такой проблемы не было. Соответственно, туда приезжало больше туристов, а у нас их было мало.

Инфраструктура, строительство дорог, регулярные авиарейсы летом, наличие поездов - вот основные проблемы, которые нужно решать.

Кроме того, необходимо рекламировать озеро и полезные лечебные свойства воды. Важно охватить не только Казахстан, но как минимум страны СНГ. Например, есть туристы, которые приезжают из Болгарии и России. Они приезжают лечить аллергию, кожные и респираторные заболевания.
Гости Алаколя действительно излечиваются. Известно много случаев, когда озерная грязь помогала вылечить заболевания суставов.

Готовы ли казахстанцы платить за услуги и комфорт?

Казахстанцы не готовы платить за удобство. Это может быть нормально для 10-20% страны, но я не могу сказать, что остальные 80 % готовы платить. Мы ходим на свадьбы, покупаем одежду, проводим торжества, но не готовы ехать с семьей в отпуск. По крайней мере, на казахстанский курорт.

Например, есть туристы, которые, приезжая к нам, умоляют: "Понизьте цену, сделайте скидку". Мы ставим невысокую цену, и нас просят снизить еще. А потом вдруг говорят: "После этих выходных мы летим в Париж (или на Мальдивы), и уже купили билеты". За границей они никогда не просят снизить цену, но они просят об этом нас.

Есть кое-что, что должны понять все казахстанцы. Находясь в отпуске в родной стране, приезжая на Алаколь, вы не только отдыхаете и лечитесь, но и инвестируете в экономику своей страны. Сегодня на Алаколе работает около 50 тысяч семей. На каждой базе работает не менее 10-20 сотрудников. Кроме того,  благодаря Алаколю, развиваются строительные компании в Семее и Урджаре.

Чем больше людей будет приезжать, чем больше будет спрос, тем выше будет конкуренция и лучше сервис. Поэтому превращение Алаколя в Мальдивы находится в руках потребителей.

Талқылау
Пікір
Қазір оқып жатыр
Çàãðóçêà...
Қазір оқып жатыр