Соңғы жаңалықтар
Соңғы жаңалықтар

Казахстанец нанес на одежду узор с мавзолея Ясави, и коллекция стала популярной в Европе

Одежда в этническом стиле из коллекции "Туркестан" пользуется спросом в Европе. Шьет ее Мади Сыпатаев – дизайнер и основатель бренда Marino Madi, живущий в Ницце (Франция). Интервью с Мади опубликовала газета “Туркестан”.

По словам Сыпатаева, сейчас пошивом одежды занимаются фабрики Италии и Португалии. Это одежда класса люкс, и продается она по высокой цене.

“Чтобы стать доступными для простого народа, я хочу открыть вторую линию для молодежи в следующем году. Линию одежды для молодежи планируется шить на фабриках Казахстана и Турции”, – говорит Мади.

- Откуда пришла идея шить одежду в таком стиле?

- Об этом я задумался в 2019 году. Мне не хотелось украшать вещи казахскими орнаментами. Потому что такая одежда кажется европейцам слишком этнической. К тому же ее можно надеть только на какие-то мероприятия, на улицу так не оденешься. В Казахстане такая одежда востребована, но в офис ее тоже не наденешь. Поэтому я искал принт, который покажет отношение к Казахстану, но не будет слишком очевидным. Когда я увидел мозаику мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, мне пришла идея сшить одежду в этом стиле. 

Первую коллекцию сшил для пробы. В начале у нас было мало информации о том, что написано на внешней стороне мавзолея. Затем религиозные люди сказали, что внутри мозаики написано имя Аллаха куфическим шрифтом. Они объяснили, что можно шить одежду в этом стиле, но нельзя ходить в ней в туалет. Когда вышла вторая коллекция, мы решили вместо этой надписи указать название нашего бренда.

За короткое время "Туркестан" превратился в большую коллекцию футболок, пиджаков, спортивной одежды и курток.

Одежда из этой коллекции сразу стала продаваться не только в Казахстане, но и в Европе, особенно во Франции. Вообще французы в отличие от казахов не уделяют внимания марке одежды. Они сначала смотрят на качество и цену, и, если их все устраивает, они покупают вещь,  вне зависимости от марки. Вообще во Франции много брендов, которые занимаются пошивом одежды. Дизайнеры из Мексики, Африки, Китая и Южной Америки, не говоря уже о странах Европы, импортируют и продают одежду в этой стране. Из-за большого количества брендов покупателям все равно, кто ее сшил. 

Сейчас среди клиентов, которые покупают мою коллекцию, есть высокопоставленные люди. Например, премьер-министр Монако Серж Тель. Сказав, что ему нравятся наши вещи, он предложил сделать подарок князю Монако Альберту второму. Мы написали в письме об истории коллекции, ее отношении к Казахстану и отправили подарок князю через помощника.

Я чувствую, как с помощью коллекции могу рассказывать о Казахстане. Вращаясь в мире моды, я могу познакомить людей с нашей страной через одежду. Мне е ннравится, когда иностранцы путают нас с японцами, корейцами или китайцами. В таких случаях я начинаю злиться – почему они нас не узнают? Это одна из причин, по которой я хочу хоть немного показать Казахстан в своем творчестве. 

- До того, как прийти в мир моды, вы работали в сфере строительства. Насколько знаю, вы не учились на дизайнера. Но учитывая, как успешно продвигается ваш собственный бренд за рубежом, вы с детства, наверное, хотели стать дизайнером?

- Я родился в Алматы в семье математиков. Поэтому с детства интересовался математикой, учился в Республиканской физико-математической школе, а после закончил Алматинский государственный университет по специальности “финансы”. Свою карьеру я начинал на фирме, занимающейся продажей чая. Там я проработал полтора года менеджером по доставке. Затем устроился в строительную фирму "Стройкомплект", где от менеджера дослужился до заместителя генерального директора. Проработав там пять лет, я решил организовать собственный бизнес. Так в 2003 году я открыл строительную фирму "Адиана групп" и занялся строительством спортивных комплексов, продажей строительной техники и изготовлением отделочных материалов. По Казахстану открылись филиалы компании, и, если не ошибаюсь, у нас трудилось около 150 человек.

Хоть я и не учился на дизайнера, у меня с детства был интерес к этой сфере. Еще в начальных классах мне нравилось одеваться по-особенному. Одноклассники помнят, что я носил разные прически и украшения. Когда я вырос, хотел заниматься этим профессионально, но не было возможности и денег. 

Сначала я шил одежду в морском стиле. Вообще, я люблю море. В детстве, читая книги Жюля Верна о мореплавателях и путешественниках, я представлял их одежду. Когда всерьез занялся шитьем одежды, переехал в Ниццу, а этот город расположен на морском побережье. Море вдохновляло меня - и все удачно складывалось. Даже название нашего бренда связано с морем. Слово Marino в переводе с французского означает “порт”. Вскоре я захотел разработать специальную коллекцию для Казахстана, изначально мы разработали мини-коллекцию под названием "Казахстан и Caspian Navy Forces". Эта одежда была продана в стране в короткие сроки. Мы не ожидали, что наши коллекции станут такими популярными. В принципе, я думал, что буду продолжать шить только одежду в морском стиле. Но владельцы магазинов предложили создать еще одну коллекцию для Казахстана. Таким образом, мы начали регулярно выпускать для казахстанцев коллекции Limited Edition. Тогда, в 2018 году, выход на европейский рынок окупился, так как в Европе много казахов, и европейцы тоже интересуются одеждой в казахском стиле.

- На своей странице в социальной сети вы написали: "Интересно, перспективны ли IT-технологии в будущем, или лучше остаться в модной индустрии?". Планируете ли вы связать свою работу с IТ-индустрией?

- Да, я давно вынашиваю эту идею. Я думаю о создании одежды, которая будет охлаждать летом, согревать зимой и светиться в темноте. Также есть планы шить одежду, которая может выполнять несколько функций. Например, мобильного телефона, с использованием QR-кода или чипа. Планирую шить одежду, которая будет менять цвет в зависимости от погоды. В целом, я думаю, что через 15-20 лет дизайн одежды будет двигаться в этом направлении, и многие будут работать с изобретателями из Кремниевой долины. Необходимо начинать готовиться к этому уже сейчас. Это один из путей развития компании. И второй путь по классическому сценарию:  участвовать в неделях моды в Париже, знакомиться с известными модельерами, пробовать публиковаться в популярных журналах. За последние пять лет я приобрел немалый опыт в бизнесе.

Теперь буду пытаться составить конкуренцию европейским компаниям и быть с ними на равных. Поскольку у нас семейный бизнес, я думаю, что в будущем мои сын и дочь будут участвовать в нем. Моя шестнадцатилетняя дочь хочет изучать дизайн, а четырнадцатилетний сын - учиться управлению бизнесом. Я надеюсь, что в будущем мои дети с дипломами помогут развивать бизнес.
 

Талқылау